Концерн VOLVO сегодня является загадкой европейского автопрома. Шведский вендор, купленный китайцами, делает ошеломляющие релизы и время от времени приятно удивляет интересными образцами тестового парка. Но пока это не делает больших продаж и ажиотажа на североамериканском рынке.
Видимо, разработчики слишком увлечены будущим марки, чтобы сосредоточиться на сегодняшних продажах. Стратегия переосмысления VOLVO, напитана вливанием от концерна Geely 11 млрд. $, которые пойдут в том числе на техническое «перерождение» листового метала в кузовах, технологию четырехцилиндровых моторов нового поколения Drive-E и на главный идейный стержень марки — самоуправляемый автомобиль.
Да здравствует автомобильная автономия, беспилотные поездки и все, что по духу увязывается с этой идеей. Шведы в освоении этой целины не одиноки. Google уже работает в этом же направлении, и сильные автомира сего не прочь заполучить технологические плоды, готовые к выходу на рынок. Не все, правда, готовы позволить автомобилистам управляться гаджетами, а не баранкой. Топы из Mersedes-Benz скептически относятся к такому технологическому повороту, ссылаясь на то, что лишить человека радости полноценного управления авто сродни кощунству. Однако инженеры VOLVO считают, что в их силах вывести самоуправляемые автомобили на рынок уже к 2017 году.
Это только звучит удивительно и ровно до момента осмысления того, что VOLVO в течение многих лет уже прицельно работает с этой технологией, получая результаты с переменным успехом. Разработаны технологии, которые позволяют автомобилю самостоятельно парковаться, бдительно следят за пешеходами и велосипедистами и мониторят уровень внимательности водителя инфракрасными датчиками. Логическим продолжением этих наработок является полноценная их интеграция, которая в сумме даст автомобиль, способный к самоуправлению в случае, если это необходимо. Главным вопросом сегодня является готовность автомобильного и не только сообщества к принятию таких автомобилей на дороге.
Британский журналист Тим Стивенс забрался в S60, который с виду почти не отличался от серийного образца, для того чтобы устроить тест-драйв технологии. Хотя тест-драйв в данном случае уместнее назвать просто поездкой. Автопрогулка помогла репортеру отчетливо сформировать мысль о том, что сегодня его впечатление об автомобиле формирует способность машины дарить драйверские ощущения. Поездка была описана как «немного скучная». Однако при всей этой «скучности» водитель может позволить себе заниматься насущными делами, в то время как автомобиль самостоятельно следует заданному курсу.
Нужно признать, что желающих получить удовольствие собственно от управления машиной гораздо меньше, чем тех, кто просто желает добраться из одного места в другое максимально простым способом. Почему бы не вздремнуть по пути на работу? Или досмотреть любимое шоу, пока автомобиль самостоятельно продвигается в заторе? Пусть автомобиль сам припаркуется, не заставляя водителя вникать в разметку и структуру парковки.
Даже самые ярые фанаты автовождения иногда захотят позволить себе слабость, например, после долгого рабочего дня в офисе: в таком случае лучше взвалить бремя управления поездкой на плечи техники.
Точкой отсчета философии автомобильной автономии специалисты VOLVO считают аспект безопасности. В этом направлении до 2020 года будет израсходована масса ресурсов и усилий.
В течение ближайших шести лет задача VOLVO — сделать так, чтобы автомобили были настолько безопасны, что ни один владелец не погибнет и не будет тяжело ранен. Вообще ни один. По всему миру. Такая политика — это не реакция на правительственные законотворческие инициативы. Никто не потребует от VOLVO краш-доказательств. Инициатива лежит исключительно на плечах автопроизводителя, который считает самым опасным «компонентом» автомобиля — водителя.
Амбициозно? Несомненно. Но широкое внедрение этой технологии неизбежно, а сама технология находится в позиции низкого старта.