Многие эксперты российского рынка автомобилей уверены в том, что расширение дилерских сетей китайских автопроизводителей является серьезной угрозой для отечественных производственников. Поднебесная выпускает машины по цене российских, но они более современные и технологичные, а стоят так же как и российские. Политическое сближение России и Китая не в последнюю очередь помогает укреплению позиции азиатов на нашем рынке.
Согласно результатам исследования агентства аналитики «Автостат», почти половина респондентов на вопрос о том, носит ли китайская экспансия угрожающий характер, ответили утвердительно. Гораздо меньшее количество респондентов в количестве 10% ответили, что ситуация не столь категорична, но угроза все же есть. Всего в исследовании приняли участие 137 аналитиков.
Ключевой составляющей успеха китайских вендоров является игра в том же сегменте рынка, в котором работают представители российского автопрома — это недорогие автомобили, отличающиеся простотой конструкции. Однако успехи азиатов пока что превосходят российские, особенно если речь идет о дизайне и комфорте.
Несомненно, стоит отметить тот факт, что российский рынок является очень важным для Поднебесной из-за его объемов, географической близости, а также по причине крайне высокой конкурентоспособности продукции КНР. Не стоит забывать о том, что темпы роста и развития китайских производителей опережают российские, и новые иномарки поступают на наш рынок с крайне заманчивыми ценниками.
Есть, однако, позиция, согласно которой российский производитель — сам себе враг. Хотя многие российские автолюбители и считают, что автомобили LADA гораздо проще и дешевле в обслуживании, и большинство проблем можно устранить самостоятельно, не прибегая к дорогостоящим услугам СТО.
Часть опрошенных экспертов считает, что российский рынок автомобилей сокращается сам по себе в силу сложившейся социально-экономической ситуации, в то время как китайские марки до сих пор занимают всего лишь рыночную периферию. Продажи автомобилей действительно в этом году пока идут на спад. За период с января по апрель они снизились на 3,3%. За этот же период на территории РФ было продано больше 25 тысяч автомобилей китайского производства. Сегодняшняя доля Поднебесной на нашем рынке составляет 3,4%.
Флагманом движения является Geely: на ее счету почти 7 тысяч проданных авто. Этот показатель вырос по отношению к тому же отрезку прошлого года на 4,5%. Вторую позицию топа удерживает Chery: более 6,5 тысяч россиян приобрели машины этой марки за первые четыре месяца этого года. Lifan стоит на третьей строчке, реализовавший почти 6,5 тысяч автомобилей с приростом продаж почти в 15%. Иная динамика у Great Wall: отток продаж составил 24% при количестве 5,4 тысяч реализованных машин.
Есть вероятность, что не в последнюю очередь на развитии динамики рынка скажется политический кризис между Россией и Украиной. Минпромторг совместно с правительством держались позиции, согласно которой китайские промышленники не будут получать преференций на российском рынке. Но в силу современных политических обстоятельств приходится говорить о том, что ситуация может решительным образом поменяться. В пользу этого говорит тот факт, что президент Путин подписал ряд соглашений с Great Wall, компанией, которая на нашем рынке давно, но без каких-либо серьезных достижений. Российский рынок всегда был интересен европейскому, японскому и корейскому автопрому, китайский же не вкладывался в наш рынок.
Стоит упомянуть позицию директора по развитию auto-dealer.ru Олег Дацкива, согласно которой выстраивать торгово-экономические отношения с Китаем достаточно непросто, потому что основной их задачей является продвижение собственных интересов, а не полноценное партнерство. При этом эксперт допускает вероятность, что рабочим транспортом российских чиновников станут китайские автомобили.