Совместное использование автомобилей (car sharing) – сервис, похожий на аренду, с той разницей, что машина берется на очень небольшой срок – на час, а иногда и меньше. Изначально клубы водителей, менявшихся машинами, стали возникать на стихийной основе, но сейчас совместным использованием автомобилей заинтересовались крупные автоконцерны: BMW развивает сервис DriveNow в нескольких городах Европы и Северной Америки, а концерн Daimler AG запустил похожую услугу Car2go. Следом свои сервисы по совместному использованию автомобилей открыли большинство компаний, занимающихся классической арендой машин.
CiteeCar уверена, что изобрела способ сделать совместное использование автомобилей максимально дешевым. Дело в том, что вторая по величине статья расходов (после покупки или лизинга самого автомобиля) – это оплата парковки неиспользуемых в настоящий момент автомобилей. CiteeCar придумала, как избавиться от этих расходов: компания берет машины в лизинг у производителя, а парковкой и обслуживанием занимаются «хосты» — люди, которые готовы держать машину в своем гараже за право использовать ее определенное количество часов. В месяц человек, согласившийся держать машину в своем гараже, получает сто кредитов, один кредит дает право использовать машину определенное количество часов — этот показатель меняется в зависимости от времени суток.
«Давать кому-то машину бесплатно звучит как что-то сумасшедшее, — говорит Марк Тлужц из Mangrove Capital, — однако это позволяет избавиться от основной головной боли производителей — проблем с парковками. Это прекрасный пример того, как, отдавая что-то бесплатно, ты получаешь возможность предлагать сервис большой группе потребителей по невероятно низкой цене».
Глава CiteeCar Билл Джонс добавляет, что в Германии большинство компаний, предоставляющих услуги по совместному использованию автомобилей, используют городские парковки, на которых нужно достаточно долго регистрироваться, да и цена не всегда бывает приемлемой.
CiteeCar приобретает модели Kia Rios с обещанием продать их обратно Kia через год. Формально покупка совершается независимой финансовой компанией, а CiteeCar берет их в лизинг, и это дает автопроизводителю возможность быстро войти в бизнес по совместному использованию автомобилей без создания собственной системы, как у BMW и Daimler.
В качестве «хостов» компания выбирает людей, живущих в удобных для нее с логистической зрения точках города, например в районе аэропорта и т. д. Для обычных потребителей сервис стоит €5 в месяц за членство в программе. Поездка обходится в одно евро в час плюс 20 евроцентов за километр. Таким образом, двухчасовая поездка из аэропорта обойдется примерно как билет на автобус или аэроэкспресс – примерно в €10. В сервисе DriveNow от BMW взнос за пользование сервисом составляет €29, а одна минута поездки — минимум 31 евроцент.
CiteeCar была основана в начале этого года, и сейчас у нее 360 автомобилей в Берлине, Гамбурге и Мюнхене. В ближайшем будущем компания намерена развернуть свое присутствие в других странах. Сервис пользуется наибольшей популярностью у европейцев моложе 30 лет.
Как утверждает Билл Джонс, в среднем по индустрии проката автомобиль используется только 40% времени, за счет введения «хостов» этот показатель удалось увеличить до 60%. Более того, люди, заключившие договор с CiteeCar, являются активными «промоутерами» самой идеи и сервиса компании. Сейчас CiteeCar привлекла в свои ряды более полутысячи «хостов».
Джонс говорит, что его компания — это скорее не клуб по совместному использованию авто, а городская служба аренды, но со своими очевидными плюсами. В большинстве похожих сервисов потребитель должен лично приехать к владельцу машины за ключами. В CiteeCar потребитель получает карточку, которая открывает машину, ключи при этом всегда находятся в бардачке. Также клиент получает карту на оплату бензина за счет компании и ближайший адрес, где можно забрать машину. В каждом авто установлено устройство, которое рассчитывает время использования транспортного средства и выставляет пользователю счет, когда он прибывает к месту назначения. Заказать услуги компании можно через ее сайт или при помощи мобильного приложения. Джонс говорит, что 95% заказов делаются за час до того, как потребитель забирает машину.
Тлужц признает, что бизнес-модель CiteeCar похожа на тактику Skype. В обоих случаях компания предоставляет бесплатную услугу, но затем строит на ее базе высокодоходный бизнес. Джонс добавляет, что его вдохновил пример авиационных лоукостеров RyanAir и EasyJet. Он хочет, чтобы его компания заняла ту же самую нишу на рынке аренды автомобилей.
В мировых масштабах сервис совместного использования авто пока не набрал особой популярности. По данным университета Беркли в Калифорнии, по состоянию на декабрь 2012 года в мире набиралось 1,7 млн людей, пользующихся такими услугами. Джонс уверен, что ситуация быстро изменится: «Авиакомпании изменили модель своего бизнеса, стремясь сделать свой сервис максимально доступным по цене. Совместное использование машин в Европе — также важный шаг в этом направлении. Все знают, что это хорошо для экологии, к тому же если ты живешь в городе, тебе просто выгоднее арендовать машину, а не владеть ей».